Только при участии всех сторон, заинтересованных в воспитании здорового поколения, можно добиться максимального результата в вопросе предотвращения потребления пива в запрещенном законом возрасте. К такому выводу пришли участники Круглого стола «Всем подросткам: ПИВА НЕТ!», прошедшего 19 июня в Челябинске. В инициированной Союзом российских пивоваров дискуссии приняли участие представители ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», органов государственной власти, общественных организаций, предприятий торговли и прессы. В ходе Круглого стола была представлены конкретные меры по противодействию продажи пива несовершеннолетним - акция «Гражданский контроль» и конкурс социального плаката, реализуемые в Челябинске в рамках программы Союза российских пивоваров «Есть 18? Подтверди!».
Участники дискуссии выразили обеспокоенность отсутствием эффективного механизма реализации требований законодательства о запрете продажи пива несовершеннолетним. Основными причинами такой ситуации являются проблема документального подтверждения возраста покупателия и сравнительно малая ответственность виновных в правонарушении. «По сути, торговое предприятие, продавец которого нарушает закон о запрете продажи пива несовершеннолетним, в худшем случае заплатит относительно небольшой штраф, - подчеркнула Лариса Карелина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области. – Саму систему такие единичные штрафы изменить не могут». По мнению Л. Карелиной, необходимо активнее привлекать к противодействию нарушению закона правоохранительные органы.
В то же время, если подход к ликвидации нарушения закона сделать системным и привлечь к контролю за малыми торговыми предприятиями не только органы власти, но и общественность, ситуацию можно изменить. В этом уверен Вячеслав Мамонтов, председатель Исполнительного Комитета Союза российских пивоваров. «Если по сигналам общественности постоянно проводить контрольные закупки совместно с милицией и прессой, выявляя тех продавцов, которые продают пиво несовершеннолетним, то продажи пива подросткам снизятся, - считает он. – А если журналисты подключатся и начнут писать и показывать те торговые точки, сотрудники которых несут наказание за нарушение закона, то это с одной стороны, укрепит уверенность граждан в эффективности совместного подхода к решению проблемы, а с другой стороны – заставит владельцев розничных предприятий серьезно задуматься о своей репутации». В то же время, продавец, который должен фактически выполнять закон и не продавать пиво несовершеннолетним, на практике не имеет возможности достоверно определить возраст потребителя – в частности, попросить его подтвердить возраст документом. Подавец должен иметь право обратиться к покупателю пива с такой просьбой. И Союз российских пивоваров в ближайшее время инициирует работу над соответствующим законопроектом.
Для того чтобы повысить сознательность несовершеннолетних, на помощь должна прийти семья, считает Юрий Авдеев, руководитель Центра профилактического сопровождения "Компас".
С такой позицией согласны руководители оптовых торговых предприятий. Однако если подростку растет в асоциальной среде, это значит, что удержать от нарушения закона его должно общество – взрослые, которые в момент незаконной продажи находятся рядом. «Стикеры «После 18», расклеенные во всех торговых точках, продающих пиво, обращают внимание покупателей на то, что необходимо следить и за тем, что покупает подросток, и за тем, что ему продают, – рассказал Алексей Ластовицкий, генеральный директор ЗАО «Торговый Дом». – И это нужно развивать, переводить на уровень массовой наглядной агитации, чтобы каждый взрослый чувствовал себя ответственным не только за своих детей, но и за подрастающее поколение в целом».
Острая дискуссия на тему поиска виноватых, правых и ответственных за контроль запрета продажи пива несовершеннолетним разрешилась общим выводом о том, что наиболее конструктивным будет перейти к конкретным действиям на всех направлениях защиты закона и несовершеннолетних. Резюмируя ход полемики Круглого стола «Всем подросткам: ПИВА НЕТ!», В. Мамонтов направил беседу в русло выработки конкретных мер профилактики правонарушений в сфере торговли пивом. По его словам, очень эффективны общественные акции, подобные инициированному «Балтикой» на Московском пивном фестивале «Пивному дозору», направленному на усиление участия граждан в соблюдении закона о запрете продаж пива несовершеннолетним.
Для вовлечения максимального количества горожан в процесс контроля за мелкорозничными торговыми предприятиями, пивовары совместно с дистрибуторами своей продукции проводят акцию «Гражданский контроль». «На сегодняшний день уже разработан первый пробный плакат для этой акции, - рассказал директор филиала «Балтика-Челябинск» Владислав Гусев. – Он ярко и наглядно призывает всех принять участие в проекте и, в случаях продажи пива несовершеннолетним, звонить по горячей линии 8-800-333-33-03. Информация о торговых точках, систематически нарушающих закон, будет передаваться в правоохранительные органы, в контролирующие органы и, естественно, журналистам».
Торговые предприятия намерены активизировать работу с потребителями в рамках акции «Гражданский контроль». «С 20-го июня мы начинаем конкурс социального плаката, направленного и на привлечение новых участников «Гражданского контроля», и на помощь в борьбе с продажами пива подросткам, - заявил Станислав Осипов, директор филиала ООО «Крым» в Челябинске. – Любой желающий может прислать в адрес конкурса plakat@ural.baltika.ru свою работу на тему противодействия нарушениям закона в сфере торговли пивом, получить оценку компетентного жюри и, в случае победы, увидеть свой плакат во всех торговых токах города». Более подробная информация в ближайшее время появится в торговых сетях Челябинска.