Москва
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Новости рекламного рынка / Российские новости.
Добавить в избранное
Сделать стартовой страницей

Самый надежный капитал — это интеллектуальная собственность

15.06.2005

Все больше российских предпринимателей, выходя на рынок или расширяя свои позиции, рекламируют не какой-то конкретный товар, а торговый знак, под которым этот товар продается. При этом на первых этапах становления бизнеса в России не ставилось задач по его защите. Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась. Пришло осознание стоимости и значения для бизнеса товарного знака, которые определяются как размером финансовых вложений в его рекламу, репутацией товарного знака на рынке, так и доверием к нему потенциальных клиентов. Между тем не все ведут свой бизнес честно. Поняв значение товарного знака, недобросовестные предприниматели просто «заимствуют» успешный торговый знак у конкурентов и продают под ним свою продукцию. О том, как защитить свой товарный знак, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ЗАО «Крепость Технопарк» (являющегося уполномоченной патентной организацией государственной организации «Технопарк Новосибирск») Александр Турковский.

— Александр Сергеевич, прежде всего хотелось бы определиться: для чего вообще нужен товарный знак и его регистрация?

— Наше предприятие работает на рынке регистрации и защиты товарных знаков и другой интеллектуальной собственности более 10 лет. Не секрет, что сегодня воруют не только материальные ценности — материалы, оборудование, но и то, что стоит намного дороже и цену чего иногда очень сложно измерить — интеллектуальную собственность. Или доброе имя, которое как раз защищает товарный знак.

Ведь что такое товарный знак? Это основной символ компании, который несет важнейшую информацию о ней. Он отражает ее дух, амбиции владельцев, практически это реклама определенных товаров или услуг. Вы покупаете компьютер — со временем он стареет. Покупаете оборудование — оно изнашивается. И только товарный знак со временем приобретает все большую цену. Его узнают, с ним связывают совершенно определенный товар или услугу, их качество. За ним стоит совершенно конкретное качество, целый набор потребительских свойств. Но представьте ситуацию: начали свое дело, создали товарный знак, вложили в его рекламу определенные средства — и вдруг оказывается, что такой знак уже существует и принадлежит другому лицу. Это лицо в лучшем случае обращается с претензиями о прекращении использования вашего товарного знака либо с имущественным иском о незаконном его использовании. Значит, средства оказываются потраченными впустую, и, кроме того, могут образоваться неожиданные расходы, связанные с незаконной деятельностью по использованию данного товарного знака! Вот для чего необходима экспертиза товарного знака: специальные уполномоченные организации проверят его оригинальность, отсутствие идентичных товарных знаков, Государственная патентная служба выдаст решение о регистрации, то есть закрепит реальное обозначение за конкретным владельцем. И тогда, пожалуйста, — создавайте свой брэнд, на который уже никто не может посягнуть.

Но, кроме товарного знака, можно «забронировать» за собой и многие другие объекты: изобретение, внешний вид или дизайн какого-либо изделия, его техническую сущность и так далее — достаточно большой выбор наименований, которые подпадают под категорию «интеллектуальная собственность».

— А откуда пришло само понятие «товарный знак»?

— «Пионеры» здесь западные компании, которые начали регистрировать свои логотипы, чтобы отличаться от конкурентов, а затем, вложив в раскрутку этих знаков значительные средства, стали использовать в рекламе. Поэтому они безусловные лидеры в этой области и практически — законодатели. Некоторые западные брэнды насчитывают более ста лет, это целая индустрия, где крутятся огромные средства. В то же время в нашей стране товарными знаками по-настоящему занимаются чуть более десяти лет. Соответственно, у нас не много и знаков, имеющих мировую известность, и обороты в этой сфере намного меньше. Дальнейшее развитие товарного знака — создание брэнда. Правда, официально такого понятия нет в нашем законодательстве, есть лишь определение «товарный знак». Но термин брэнд — это весьма модное слово, введенное рекламистами и дизайнерами, подразумевающее определенную стадию развития торгового знака, как уже достаточно широко известного.

— Раз уж мы заговорили о защите, то надо, наверное, сказать и об ответственности за нарушение законодательства о товарных знаках и интеллектуальной собственности.

— Да, в последнее время принят целый ряд законодательных актов, предусматривающих ответственность за незаконное использование товарного знака. Правда, исторически сложилось так, что никогда не существовало четкого порядка защиты, до сих пор в случае возникновения конфликта истец (законной владелец марки) должен сам предоставить доказательства вины ответчика (фальсификатора). С другой стороны, такая защита носит достаточно ограниченный характер, и, регистрируя свою марку, вы тем самым защищаете ее еще и уголовным правом. Поэтому правильная и своевременная регистрация марки существенно облегчает ее защиту гражданским и уголовным правом. Но тем не менее суды, рассматривая дела подобного рода, чаще всего признают справедливость претензий истца. Истец может заявить, например, ущерб в 5, 10, 20 миллионов рублей, но это не значит, что он получит именно истребованную сумму. Реально и чаще всего размер компенсации составляет единицы миллионов рублей, что, согласитесь, также немало! В других же странах, тех же США, все намного строже и определенней — у них есть методики, традиции, практика.

В Китае ввели очень жесткие меры за подделку товарных знаков и другой интеллектуальной собственности. Известны случаи, когда наши предприниматели хотели разместить заказ в этой стране на изготовление изделий с неким известным логотипом, а от них потребовали подтверждения права использования этой торговой марки именно в Российской Федерации.

Но вообще практика показывает, что чаще всего многие проблемы удается решить в досудебном порядке. Если, например, предприниматель обнаруживает, что кто-то использует его торговый знак — а такое бывает и по незнанию, в связи с популярностью определенных символов, то обычно это нарушение прекращается после письма с соответствующим предупреждением. Все-таки в большинстве своем наши предприниматели достаточно вменяемы и понимают, о чем здесь идет речь.

— А какими параметрами определяется вообще уникальность каждого конкретного знака?

— Прежде всего, его неповторимым образом, стилем и значением.

— Но ведь существуют, например, соки «Я»!

— Существуют. Но вы обратите внимание, это же особый случай, это не просто буква в русском алфавите, это — некое конкретное слово, имеющее соответствующее смысловое значение.

— А вот как быть в таком случае, когда, допустим, зарегистрирован товарный знак, а потом вдруг оказывается, что в другом городе есть фирма с таким же названием или похожим логотипом?

— Здесь надо определить приоритетность той или иной регистрации, а кроме того, если это фирма, то она должна указывать свою организационно-правовую форму и месторасположение.

— А если кому-то захочется назвать себя каким-нибудь «громким» именем — скажем, «Тойота» или «Босс»?

— В принципе, можно, и у нас был случай, когда мы зарегистрировали товарный знак, соответствующий известной мировой марке газированной воды. Дело в том, что они зарегистрированы как производители товаров в разных товарных группах — автомобили, одежда, газированные напитки, а если товарные группы будут различными, то это не запрещено. Но вот недавно принято дополнение к закону о так называемых «общеизвестных торговых знаках», которые запрещают их использование независимо от любых товарных групп и закрепляют за совершенно конкретным владельцем. Наверное, это справедливое решение. Тем более, что сейчас к нему присоединяются и наши отечественные компании, например, «Известия«. Так что, скорее всего, каждому придется искать собственное оригинальное название, и с ним, несомненно, гораздо легче выйти на международный рынок, особенно тем, кто намерен серьезно продвигать свой товар.

— Мы с вами говорили о защите товарных знаков, но вот еще один вопрос, который может быть интересен многим. Не секрет, что некоторые наши производители, например, мебели копируют итальянские, немецкие образцы. Это тоже можно считать нарушением авторских прав?

— Безусловно! Кто-то потратил свое время, средства на разработку определенной конструкции, а у нас ее разобрали, сняли кальку и поставили на поток. Это наказуемо по закону. Это не только нарушение авторских прав, но и нарушение патентного законодательства. Но для пресечения данного нарушения представители той или иной компании должны доказать, что у них действительно заимствовали их собственную идею.

— А если немного изменить изделие — вместо металлических ножек сделать деревянные, а вместо стекла — фанеру?

— В любом случае необходимо заключение независимой экспертизы.

— То есть нашим производителям, можно сказать, ничего за это не грозит…

— Я не стал бы утверждать это столь категорично. По сути, мы уже находимся в правовом поле по защите авторского и патентного права, о чем говорит ряд статей в Гражданском и Уголовном кодексах, а также судебная практика, и для кого-то это может стать настоящей катастрофой. Мы уже были свидетелями настоящих «товарно-знаковых» войн на водочном и продовольственном рынках. Сейчас идут подобные войны на рынке одежды, ширпотреба, мебельного производства и других. И те, кто хочет остаться победителем, должны думать уже сейчас, как оградить себя, свою собственность от посягательств конкурентов, как не дать повода навлечь на себя внимание контролирующих органов. А средство для этого одно — уважать чужую интеллектуальную собственность и защищать свою. А для этого и требуется создать и зарегистрировать свою собственную интеллектуальную собственность.

Поверьте, это очень мощное оружие против пиратства, к тому же это — надежное средство вложения капитала.

МедиаПилот.Екатеринбург

справочник рекламодателя
адрес:620026, Екатеринбург, Декабристов, 14 (офис 206)
телефон: (343)345-66-81, 2616556
факс:(343)261-65-56
сайт:
почта:написать письмо
Прайс-листы: Рекламные товары и услуги ( 25 )
Новости: МедиаПилот.Екатеринбург - Новости ( 3668 )

07.09.2018
Запрет на рекламу алкоголя в СМИ компаниям удается обходить
опрос о необходимости пересмотреть запрет на рекламу спиртного в СМИ в связи с тем, что реклама качественного алкоголя на здоровье граждан...
Подробнее
07.09.2018
ФАС предупредила Google по поводу Навального
Размещение рекламы акции Алексея Навального против пенсионной реформы на YouTube может быть признано нарушением закона РФ. Об этом говорится в письме, ко...
Подробнее
07.09.2018
У наружной рекламы проблемы на дорогах
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ&rd...
Подробнее
07.09.2018
Блогеры и бизнес: повод пересмотреть подход к рекламе
Сегодня общий объем рынка рекламы в блогах (в YouTube, Instagram и на других платформах) в России оценивается в 9–11 млрд рублей. Конечно,...
Подробнее
21.08.2018
Антимонопольный орган лишил Екатеринбург интима
Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, пре...
Подробнее
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт

Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год